Методическая страничка

Литературная викторина по произведениям В.Г. Сутеева в старшей группе

Воспитатель – Фомичева Ольга Александровна

Задачи:

образовательные — закрепить знания о творчестве В.Г. Сутеева; упражнять в        умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки;

           развивающие – развивать творческое воображение, память, эмоционально передавать переживания действующих лиц, развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу, активизировать словарь;

 воспитательные —  воспитывать любовь к художественной литературе.

 

Материал: выставка книг В.Г. Сутеева; портрет писателя; детские рисунки; детские костюмы для  инсценировки (действующие лица: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка, гриб); предметы, упоминаемые в сказках; книга с произведениями автора в подарок детям.

 

Предварительная работа. Чтение произведений В.Г. Сутеева, просмотр иллюстраций к книгам разных писателей, мультфильмов, рисование любимых героев, конструирование кораблика, разучивание для драматизации.

 

Ход:

            Воспитатель. Ребята! Вы никогда не задумывались, почему серьёзные взрослые люди сочиняют книги для детей? (ответы детей). Скорее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребёнок, ему хочется оставаться подольше в теплом  и уютном мире сказки. Приглашаю вас в сказку – в мир, полный добра, чудес, волшебства и тайн!

Стоит пенёк, на пеньке — теремок, а в теремке живут серьёзные, обстоятельные зверушки – запасливый Ёжик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные котята и хозяйственный Щенок… Сегодня наша встреча будет посвящена детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву (рассказывает биографию, обращает внимание на выставку книг, рисунки детей).

        

         Первое задание. Я буду зачитывать отрывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.

         «А в воде уже бой идёт: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).

         «Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Ёлка»).

         «А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку». Стал гусь ни на кого не похож»(  рассказ «Это что за птица?»).

         «Заяц  с кочки на кочку  прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

         — Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка…» (рассказ «Палочка — выручалочка»).

         «Набрал заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке» (рассказ «Мешок яблок»).

«Мушка на прялочке нитки прядёт. Лягушка с колодца воду носит – огород поливает. Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колёса»).

«Как–то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?» (Рассказ «Под грибом»).

«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул» (рассказ «Яблоко»).


Воспитатель. Молодцы!

Второе задание. Я буду загадывать загадки, а вы скажите, в каких рассказах встречается тот, о ком мы с вами говорим (презентация с картинкой-отгадкой).

 

Удивительный портной,-

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет…

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть! (Н. Найдёнова).

— Назовите рассказы, где встречается отгадка, т.е. Ёж («Разные колёса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок»).

 

         Он зимой под вьюги вой

         Спит в избушке снеговой.

         А когда придёт весна,

         Просыпается от сна.

         (Медведь – рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Ёлка»,  « Терем – теремок», «Кот-рыболов».)

 

         Над цветком порхает, пляшет,

         Веерком узорным машет.

         (Бабочка – рассказы «Под грибом», «Цыплёнок и Утёнок»).

        

Мохнатенькая,

         Усатенькая,

         Ест и пьёт,

         Песенки поёт.

         (Кошка, кот – рассказы «Капризная кошка», «Три котёнка», «Кот-рыболов», «Кто сказал «мяу!»?», «Дядя Миша»).

        

Само с  кулачок,

         Красный бочок, 

         Тронешь пальцем – гладко,  

         А откусишь – сладко.

         (Яблоко  — рассказы «Яблоко», «Мешок яблок»).

         Сидит в норке,

         Ест хлеба корку.

         (Мышонок – рассказы «Дядя Миша», « Три котёнка», «Под грибом», «Кто сказал «мяу!»?», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», « Терем – теремок»).

 

         Он носом в землю постучит,

         Взмахнет крылом и закричит,

         Кричит он даже сонный,

         Крикун неугомонный.

         (Петух – рассказы «Петух и краски», «Кто сказал «мяу!»?», «Это что за птица?», «Разные колёса», «Терем-теремок»).

 

         Воспитатель. Давайте ребята с вами попробуем разыграть сказку Владимира Сутеева «Друзья под грибом» (Инсценировка сказки детьми).

         Воспитатель. А теперь третье задание. Я буду доставать разные предметы, а вы скажите, кому принадлежит тот или иной предмет, или из какой он сказки.

         Карандаш («Капризная кошка», «Мышонок и Карандаш», « Петух и краски», «Умелые руки»).

         Письмо Дедушке Морозу («Ёлка»).

         Краски («Петух и краски»).

          Палка («Палочка – выручалочка»).

         Яблоко (« Яблоко», «Мешок яблок»).

         Удочка («Дядя Миша», « Кот – рыболов»).

         Ореховая скорлупа («Кораблик»).

Колеса («Разные колёса»).

         Мячик («Умелые руки»).

         Воспитатель. Вот молодцы! Сколько сказок прочли! Вот для вас сюрприз. Своих друзей не забывайте и читайте замечательные рассказы, сказки, рассматривайте иллюстрации В.Г. Сутеева. И помните: он «был счастлив, что посвятил себя детям».

 

презентация

Используемая литература:

  1. Сухин И.Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002. – 272 с. .
  2. Художественная литература. Подготовительная группа. Занимательные материалы./ Сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2008. – 96 с.
  3. Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
  4. Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям.// Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С.58-63.
  5. Сутеев В.Г. Читаем сказки по слогам. – М.: Издательство Астрель, 2010.
  6. http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/suteev/suteev.htm.

Игровая ситуация в I младшей группе «Божья коровка».

Воспитатель – Ходукон Евгения Николаевна,

Педагог-психолог – Черских Наталья Александровна.

 

Задачи: познакомить детей с божьей коровкой, учить называть некоторые особенности внешнего вида, места обитания; развивать умение действовать соответственно правилам игры, координацию движений, зрительное восприятие, внимание, воображение, речь; воспитывать навыки культурного поведения (учить здороваться, культурно­-гигиенические навыки, бережное отношение к насекомым); создавать положительный эмоциональный настрой в группе.

 

Материалы: игрушечная божья коровка, черная краска для рисования пальцами, листы с изображением божьей коровки, эмблемы с изображением божьих коровок.

Ход занятия: Дети с воспитателем стоят на ковре, воспитатель показывает игрушечную божью коровку.

  • Дети к нам в гости прилетела божья коровка, давайте с ней поздороваемся, посмотрите, какая она красивая! (Дети рассматривают, определяют цвет, строение.)

Входит педагог-психолог, здоровается с детьми:

  • У меня улетела божья коровка, я её везде ищу, а вы её не видели?

Воспитатель:

  • Вот она к нам с ребятами прилетела, мы её рассматриваем.

Педагог-психолог:

  • Ребята, правда она красивая, вам понравилась? (дети
  • отвечают). А ведь она еще и летать умеет высоко-высоко. Покажите как она летает.(Дети показывают). Божья коровка говорит, что она хочет поиграть с вами в прятки, закрывайте глаза, (педагог-психолог прячет игрушку за спину, потом показывает её снова, затем ещё раз прячет и говорит, что она улетела). Давайте мы представим, что Божья коровка снова прилетела к нам в группу, поднимем ручки вверх и поймаем её, зажмав кулачки, (дети выполняют хватательные упражнения).
  • Разожмите кулачки, поймали вы Божью коровку? Давай, Машенька передадим её другим деткам. (Передают всем детям).

Воспитатель:

  • Ребята, Божья коровка замерзла, давайте ей согреем, подуем на неё. (Все дуют). Согрелась Божья коровка, давайте сдуем её с ладошки, она полетит на небо.

Педагог-психолог:

  • Давайте с вами поиграем, повторяйте за мной:

Божья коровка, (ритмично покачивают ладошками)

Улети на небо, (делают взмах прямыми руками)

Принеси нам хлеба,(Машут кистями рук на себя)

Черного и белого (хлопают в ладоши)

Только не горелого. (Грозят пальцами).

Воспитатель:

  • Посмотрите, сколько Божьих коровок к нам прилетело (показывает на шаблоны, лежащие на столах), похожи они на ту, которая раньше прилетала? У неё не хватает черных точек. Давайте мы их нарисуем. (Дети садятся за столы и начинают рисовать, воспитатель и педагог-психолог помогают.)

Педагог-психолог:

  • Какие вы молодцы, а теперь мы с вами превратимся в божьих коровок и полетим на лужайку, где растут самые красивые цветы. (В это время воспитатель надевает детям браслетики с изображением божьих коровок и вслед за педагогом-психологом они выходят в раздевалку).

Конспект образовательной ситуации «Вода» в старшей группе.

Воспитатель – Ковачева Галина Петровна.

Задачи:

Образовательная область «Познание».

-Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.                                                                                                                                                                  — Продолжить знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, цвета, испаряется. 

— Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.

 — Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.

 — Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

— Формировать бережное отношение детей к воде.

Образовательная область «Коммуникация».

— Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

-Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями  по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

 

Формы работы: беседа, опыт  с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода», моделирование.

 

Оборудование: модель свойств воды, пустые стаканы с чистой и грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; «капельки воды» для игры «Кому нужна вода», мяч для игры «Хорошо — плохо», памятки «Берегите воду!», презентация.   

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов «Капитошка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», заучивание поговорок о воде, потешки, проведение опытов с водой, рассматривание картин на тему «Вода», беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Если б не было воды?».                    

                       

Ход:

— Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать, вам нужно отгадать загадку:

          Если на нос сели кляксы,

          Кто тогда нам верный друг,

          Снимет грязь с лица и рук?

          Без чего не может мама,

          Ни готовить, ни стирать?

          Без чего, мы скажем прямо,

          Человеку умирать? (вода).

— Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде

(Первый  слайд – капелька).

— Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода? (Ответы детей).

— Давайте вспомним и расскажем о свойствах воды (Дети выкладывают на магнитной доске модель свойств воды):

  • вода прозрачная;
  • вода текучая, жидкая;
  • вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;
  • вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;
  • вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой;
  • вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;
  • вода испаряется.

— Вот видите, какая разная бывает вода. А скажите, мне, пожалуйста, где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…).

— А какая вода там может быть? (чистая и грязная). А как вы думаете, почему она может быть грязная? (ответы детей)

(Второй слайд — завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку).

         — Посмотрите на сюжет и скажите могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

— А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей). Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах. В нашем городе на металлургическом комбинате ОЭМК есть специальные лаборатории, где проверяют воду на загрязнения. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках? (Нет). Почему? Давайте попробуем  очистить ее через первый фильтр из марли. Вывод: вода через марлю не очистилась.

-Давайте положим сверху другой фильтр из ваты. (Вывод: вода осталась грязной).

-А теперь я предлагаю вам очистить через специальные фильтры для воды, которые мне дали  в лаборатории ОЭМК.

          Эксперимент мы проведем,

          Воду чистую найдем.

          Грязь не пустим через фильтр,

          Чтоб воды могли попить!

— Пока вода очищается через фильтр, мы с вами поиграем в игру

.

(3 слайд – картинки). Словесная игра с мячом «Хорошо – плохо» (Когда вода хорошо, а когда плохо).

— А теперь давайте посмотрим, очистилась наша вода или нет. (Вывод: вода очистилась). В такой воде могут жить  рыбки и другие речные обитатели? (Да). Если эту воду вскипятить, то можно ее выпить.

— Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода? (Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода»).

Дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым.

— Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. А расскажите, где  используется вода в нашей группе:

  • поливаем комнатные растения – прикрепляем картинку капельки воды в природном уголке;
  • моем игрушки и кукольную одежду- прикрепляем картинку капельки воды в игровой зоне;
  • в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе;
  • помощник воспитателя моет посуду, полы;
  • для проведения опытов.

— Как мы должны относиться к воде? (Бережно!)

Что это значит? (4 слайд — правила бережного отношения к воде).

  • При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
  • Закрывать хорошо кран после потребления.
  • Не загрязнять водоемы.
  • Бережно относиться к природе.

— Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки — памятки с правилами, чтобы вы напомнили своим мамам, папам и всем взрслым о бережном отношении с водой.

 

Презентация

Используемая литература:

  1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Малахова. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
  2. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
  3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.

4.О.А.Воронкевич.  Добро пожаловать в зкологию!  Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

Конспект образовательной игровой ситуации по экологическому воспитанию во 2-й младшей группе. «Поможем сороке найти хозяина бус»

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»

  • Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся к встрече зимы.
  • Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида животных (туловище, покрытое шерстью, 4 ноги, уши, хвост), закреплять эти признаки с помощью моделей.
  • Познакомить детей со свойствами льда опытным путем (тает в тепле, превращается в воду).
  • Закрепить счёт до четырёх.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Расширить и активизировать словарный запас (ледяные, твердые, холодные, прозрачные, серый, коричневый, мягкая).
  • Поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов.
  • Стимулировать желание выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.

Образовательная область «Художественная деятельность»

  • Формировать опыт совместной со взрослым деятельности, участия в выполнении коллективной композиции.
  • Закрепить умение раскатывать пластилин кругообразными движениями для получения простейших форм (шар).

Образовательная область «Социализация»

  • Побуждать детей доброжелательно относиться к окружающему миру, проявлять эмоциональную отзывчивость, вызвать желание оказать помощь при необходимости, делать добрые дела.

Оборудование: экран, проектор для презентации, мольберт, экологические модели «Медведь» и «Заяц», бусы изо льда, шишка, мягкая игрушка – белка, пластилин, шнурок.

 

Ход занятия:

— Ребята, я хочу вам рассказать…(слайд № 1, слышен стрекот сороки). Ой, ребята, вы слышите? Что это такое? Кто-то к нам в гости пожаловал…

(слайд № 2, с изображением сороки).

— Здравствуй, сорока- белобока. Что ты так растрещалась, чем ты так встревожена? Ах, ты сегодня в лес летала, бусы там ты увидала. Подлетела поближе к ветке, а они на солнце искрят, поблескивают. И ты взяла их себе? Да очень они красивые и, наверное, их хозяин очень расстроен, что потерял такую красоту. Ты хочешь, чтобы мы отыскали их хозяина?

— Ну что, ребята, сделаем доброе дело — поможем сороке  отыскать хозяина этих бус? Прощай, сорока.

-Ребята, посмотрите, а бусы и в самом деле необычные, очень красивые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (Изо льда). Давайте посмотрим, какие бусинки? (Ледяные, прозрачные, холодные). У меня ладошки замерзли их держать. Давайте их положим в коробочку и возьмем с собой в лес, будем искать их хозяина.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

Стоп. Немножко отдохнем.

И в лесок пешком пойдем (слайд №3).

Мы с друзьями входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

— Ребята, посмотрите как хорошо в лесу. Вся природа готовится к встрече зимы. Деревья сбросили  листья и засыпают до весны. А вот нас встречает хозяин леса. Великан в лесу живет. Он сладкоежка, любит мед. Угадайте, кто это? (Медведь) Почему вы так думаете? (слайд №4).

— Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета у медведя шерсть? (Коричневая). А какого размера уши? А какой формы? (Маленькие, круглые). А что у него на лапах? (слайд №5) (Когти). А хвост есть? Какой?

Работа с моделью «Медведь». Дети находят карточки с обозначениями «Тело покрыто шерстью», «4 лапы», «Хвост (маленький)», «Уши (круглые, маленькие)»

— Ребята, а что медведь делает зимой? (Спит). А где он спит? (В берлоге). А вы знаете, как медведь делает берлогу?  Хотите, я вам расскажу? (слайд № 6). Медведь ищет старое дерево на холме и в корнях этого дерева роет глубокую яму. Затем носит туда ветки, сухие листья, мох, чтобы зимой в берлоге было тепло и уютно.

— А как вы думаете нужно вести себя в лесу, чтобы не мешать медведю? Правильно, в лесу нельзя шуметь и медведя, и других зверей нельзя пугать, сердить шумом.

— Мишенька-медведь, скажи, пожалуйста, это не твои бусы? Молчит медведь, не отвечает. Пойдёмте дальше искать хозяина бус?

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали

И немножечко устали (дети садятся на стулья).

-Ой, а кто это спрятался за деревом (слайд №7). Давайте узнаем кто же это?

(Работа по модели «Заяц». Выкладываются карточки «тело покрыто шерстью», «4 лапы», «хвост», «уши». По последнему признаку дети определяют, что это заяц. Воспитатель уточняет как они догадались). (Слайд №8).

-Ребята, посмотрите и расскажите какая шерсть у зайца? (серая, пушистая, мягкая). А что с ней происходит зимой? (Заяц меняет шубку). А для чего? (Чтобы его не было видно на снегу).(Слайд №9).

-А давайте мы слепим зайчика из снега.

Физкультминутка «Снежный зайчик».

Мы слепили снежный ком    (имитируют лепку снежка)

Ушки сделали потом             (показывают ушки руками)

И как раз вместо глаз             (соединяют большой и указательный палец)

Угольки нашлись у нас          (приставляют к глазам)

Зайчик вышел как живой       (показывают ушки)

Он с хвостом и головой          (изображают хвостик и голову)

За усы не тяни,                         (грозят пальчиком)

Из соломинок они

Длинные, блестящие               (показывают руками усы)

Будто настоящие.

— Заинька, не ты ли потерял ледяные бусы? (Слайд №10). Но боится заяц нас, раз, два, три и скрылся с глаз.

(Из-за экрана вылетает шишка. Воспитатель поднимает ее.).

— Ой, кто это шишками бросается? Я, кажется, догадалась.

По елкам скачет ловко и взлетает на дубы,

В дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? Кто это? (Белка)

— А почему вы решили, что это белка?

— Правильно ребята (слайд №11). Белочка, это ты шишками бросаешься? А чем ты расстроена? Ах, это ты потеряла бусы. Так ты не расстраивайся – мы их тебе принесли. Только где же они? (Они растаяли). Ой, ребята, что случилось? А почему они растаяли? (Они ледяные и в тепле растаяли). Не грусти, белочка, ребята тебе новые бусы сделают.

(Коллективная работа по лепке «Бусы для белочки»).

         — (Из-за экрана появляется Белочка (мягкая игрушка), дети отдают ей бусы). Вот тебе, белочка, новые бусы. (Белочка благодарит и угощает детей орешками).

— А нам пора возвращаться в детский сад. (Слайд №12).

— Ребята, вам понравилась наша прогулка? Кого мы встретили в лесу? (Ответы детей.).

 

Презентация

Используемая литература:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова др.; — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Младшая группа. — СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010г.
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010г.

 

 

 

 

 

В процессе образовательной игровой ситуации (поиск хозяина бус) решаются задачи образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная деятельность». Дети в работе с моделями описывают и закрепляют характерные признаки животных. Развивая в детях доброжелательность и переживание, педагог подводит к тому, что другому можно всегда помочь и  вместе с детьми находит выход из сложившейся ситуации (лепка бус из пластилина).

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Коли семья вместе, так и душа на месте».

                       Воспитатель — Кислинская Наталья Петровна

 

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей о семье. Знать, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом.
  2. Познакомить с новым словом «родственники». Уточнить слово «отчество».
  3. Закрепить умение работать со схемами.
  4. Воспитывать добрые чувства и любовь к членам всей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками.
  5. Обеспечить атмосферу непринуждённого общения.
  6. Активизировать диалогическую речь детей, обогащать и развивать словарь по теме: «моя семья».
  7. Совершенствовать умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  8. Способствовать совершенствованию общей и мелкой моторики: координации речи и движений.

 

Оборудование:

Звонок, листочки разных цветов радуги, (расположенные на мольберте, как ступеньки), под ними изображения членов семьи, мяч, оформленная на листе ватмана выставка букв, сделанных детьми вместе с родителями, карточки – схемы, для составления предложений, поднос с ромашками из бумаги с написанными на лепестках ласковыми названиями, божьи коровки.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие:

— Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звенит—

Всем ребятам собраться велит.

— Дети посмотрите в окно и скажите, какое сегодня утро? (Серое, хмурое, пасмурное). А настроение у нас радостное, потому, что мы все вместе. Подарите друг другу свои улыбки (дети «дарят» улыбки друг другу).

— Я тоже вас приветствую и посылаю всем свою улыбку. А ещё, ребята, я тороплюсь поделиться с вами своей радостью. Пришла я сегодня в группу, вас ещё не было и заметила вот это изображение. Очень обрадовалась, но удивилась, что это может быть? Решила вас подождать, чтобы рассмотреть вместе, на что похоже это изображение. Мне кажется, что удобнее вам это сделать сидя (дети рассаживаются поудобнее и рассматривают изображение).

— На ступеньки дома.

— А что напоминают эти цветные прямоугольники?

— Радугу.

— А мне это напоминает листочки отрывного календаря. Смотрите, листочки приподнимаются и их можно снимать. Как интересно, правда?! Что же под этими листочками? Давайте снимем первый. Кто это?

— Мальчик.

— Какой он?

— Маленький.

— Кто же спрятался под вторым?

— Тоже мальчик.

— Интересно, кто же будет под третьим?

— Девочка.

— Какая она?

— Выше (больше) мальчиков.

— Под 4-м — мама, под 5-м — папа, под 6-м — дедушка, под 7-м — бабушка.

— Дети, сколько здесь человек? (Семь).

— Как их можно назвать, одним словом? (Семья).

— Вслушайтесь, в слово «семья». Семь человек и я. Как вы считаете. Хорошо, что у вас есть семья? Любят ли вас в семье? Как вы догадались, что вас любят в семье? (Предполагаемые ответы детей: целуют, ласкают, жалеют, говорят хорошие слова, играют.).

-А вы заботитесь о членах своей семьи? Как вы это делаете? (Предполагаемые ответы детей: помогаю убирать игрушки, мыть посуду, подметать пол).

— Хорошо, что у вас дружные семьи, вы помогаете друг другу. А ещё, ребята всех членов семьи называют родственниками. Слово род означает, одна большая семья. Скажите, а кто из этих людей не является родственником?

Словесная игра: «Что лишнее?»

Мама, соседка, бабушка, сестра;

бабушка, подруга, сестра, мама;

сестра, продавец, бабушка, брат;

дворник, брат, папа, дедушка;

дедушка, папа, водитель, отец.

— Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? Ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой и т. д. И ещё у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать о чём я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

Чтоб его узнать

Надо вслух назвать.

                                                   (Имя).

— Что можно определить по имени? По имени определяется пол, мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Геля, Ваня, Соня, Лена. А когда ты пойдёшь в школу, твоё имя станет полным: Ангелина, Иван, София, Елена. Когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству. А что такое отчество?

— Да вы правы, это имя отца. Лена, как зовут твоего папу?  (Анатолий). Значит, тебя будут называть Елена Анатольевна.

— Соня, как зовут твоего папу? Как тебя будут называть?

— Роман, и я буду София Романовна.

— А теперь хотите поиграть в мяч?

Игра «Назови отчество мужчины и женщины».

                                          Василий – Васильевна, Васильевич;

                                          Егор – Егоровна, Егорович;

                                          Николай – Николаевна, Николаевич;

                                          Максим – Максимовна, Максимович;

                                          Пётр – Петровна, Петрович;

                                          Кирилл – Кирилловна, Кириллович;

                                          Иван – Ивановна, Иванович;

                                          Сергей – Сергеевна, Сергеевич.

                                                                                         

— Ребята, в семье все заботятся друг о друге, помогают. Вот и ваши родственники помогали нам сделать город букв «Буквоград». Расскажите, кто вам помогал и из какого материала сделаны буквы.

— Из пластилина, с мамой.

— Из веточек, с братом.

— Из материи с бабушкой.

— Ребята, а знаете, кто ещё вам помог? Ваши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с семьёй пальчиков. Пальчиковая игра: «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

— Мне очень интересно узнать, что любит делать мама, что любит делать папа. Рассказать вам об этом помогут схемы.

— Дедушка пьёт чай. Как будет звучать предложение, если дедушка это делал вчера? А если дедушек было много? А знаете ли вы, что в бабушкиных сундуках можно найти очень много интересных вещей: кружевную перчатку, подсвечник, маленькое зеркальце и многое другое. Вот я и приготовила сундучок, только оттуда я достаю картинки вещей, вы присмотритесь, и скажите, чья это может быть вещь.

— Это кофта мамы. Чья это кофта?

— Мамина кофта.

— Это брюки папы. Чьи это брюки?

— Папины брюки.

-Семью почитали с древних времён. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте их вспомним.

 

*При солнышке – тепло, при матери – добро.

*Нет милее дружка, чем родная матушка.

*Вся семья вместе и душа на месте.

*Где любовь и совет, там и горя нет.

*Семья ладом крепка.

*Золото и серебро не стареют, отец и мать – цены не имеют.

*Земля без воды мертва, человек без воды – пустоцвет.

— Молодцы, ребята. Все вы очень любите свою семью. А как вы ласково называете членов своей семьи?

— Маму — мамуля, мамочка.

— Папу – папуля, папочка.

— Деда – дедушка, дедуля.

— Бабу – бабушка, бабуля.

— Сестру —  сестрёнка, сестричка.

— Брата – братик, братишка.

— Молодцы, я рада, что вы такими нежными, ласковыми словами называете своих родственников. Знаю, что ваши родственники называют вас тоже ласково. А ещё они любят сравнивать своих детей с кем — нибудь. Я свою дочку зову «зайчик мой», потому, что она весёлая и шустрая. А с кем сравнивают вас мамы?

— Белочка, солнышко, зорька, обезьянка, цветочек, конфетка, бабочка, кузнечик.

— Вот как много слов придумывают для вас ваши мамы. У меня на подносе ромашки, сделанные ваши руками. На их лепестках родные написали самые ласковые слова, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится посадите божью коровку.

— Букет из ромашек поместим в раздевальную комнату, и все кто будет приходить к нам в гости, смогут эти имена узнать.

— Молодцы, ребята, мне нравится, как вы сегодня отвечали. Я очень рада, что вы счастливые дети, потому, что ваши мамы и папы любят вас и заботятся о вас. И я вашим семьям желаю здоровья, добра и много, много солнца!

 

Используемая литература:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и др./ — М.: Просвещение, 2005.
  3. С.И.Семенака. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2002.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе «НАВСТРЕЧУ К ЗВЕЗДЕ»

Воспитатель – Муляр Надежда Владимировна

Цель:

  • Формировать представление о математических понятиях: точка, прямая и кривая линии.

Образовательная задача:

  • учить классифицировать предметы по трём свойствам (цвет, форма, размер)
  • Учить строить кривые, прямые, ломаные путём соединения.

Развивающая задача:

  • Развивать конструктивные способности, логическое мышление, внимание.
  • Развивать зрительное восприятие, речь.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности в общении друг с другом.
  • Воспитывать усидчивость и внимание детей на занятиях.

 

Методические приёмы: сюрпризный момент, применение демонстрационного и раздаточного  материала, объяснение, проблемные вопросы, беседа.

 

Оборудование: индивидуальные карточки с изображением множества точек, соединяя которые в последовательности получается фигура, карандаши по количеству детей, магнитная доска, маркер, мультимедийный экран, проектор, ноутбук, обручи, логические блоки Дьенеша, карточки  с заданием «Нарисуй недостающую фигуру», использование физкультминутки  И. А. Галкина (учитель начальных классов Нижегородская обл.).

Предварительная работа: беседа о космосе, рассматривание картин с отдалёнными и приближенными предметами, чтение рассказа Е.П. Левитин  «О звёздах».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель подходит к играющим детям:

— А вы задумывались, о том, где могут жить игрушки? (в стране игрушек, в детском  мире, в детском саду, дома.)

— А  как вы считаете, где могут жить цифры, знаки? (в стране математики, в тетради, в книге.). А ещё  там  живёт точка. Точка — это отметина, укол карандашом надо только коснуться места получится точка. (Маркером рисует на доске точку).

— А что в окружающем мире напоминает вам точку? (капельки дождя, град, маленький кружочек, звезда на небе, пятнышко, укол чем-нибудь острым).

— Посмотрите, здесь нарисованы три точки. Как вы думаете, что можно сделать с ними? (соединить).

— Ваня соедини, пожалуйста, точки. Что у нас получилось? (линия).

— А кто скажет, какая это линия? (прямая).

—  Теперь я нарисовала много точек. Аня, соедини, пожалуйста, и посмотрим, что у нас получилось. (Кривая).

— А теперь я расположила много точек рядом друг с другом. Кто желает их соединить? Что у нас получилось? (круг).

— Молодцы, правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, где нарисовано много точек. Давайте обведём точки и посмотрим, что же у вас получится. Соединять их нужно последовательно, по цифрам от 1 до 10.

          В ходе выполнения задания воспитатель корректирует работу детей, а затем вывешивает листы на мольберте.

         — Расскажите, что у вас получилось? (дом, зонт, корабль т.д.).

— Саша, а что у тебя получилось?

— Звезда.

— Мы уже с вами говорили о том, что звезда может быть похожа на точку. Почему, как вы думаете? (потому-то она  далеко).

— Вы правы. Действительно отдалённые предметы нам кажутся точкой. Обратите внимание на наше звездное небо.

          Дети подходят к экрану, на котором появляется звездное небо.

Физкультминутка «Космос».

         Дети глазами  следят за движущими  звёздами и планетами, когда они останавливаются и мигают – дети моргают глазами.

— У нас на небе осталась одна яркая звезда. Давайте пойдём к ней навстречу и посмотрим, что она скрывает? Но, чтобы приблизиться к ней и открыть ее тайну вам нужно выполнить несколько заданий.

          1 задание: решение логических задач.

         — С ёлки белка кинула в Мишку шишку и попала ему по лбу. Сколько стало шишек?

— По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько летело птиц?

— На столе лежало четыре яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько стало яблок?

— Как разделить пять груш на четверых ежей? Дать каждому по одной, а оставшуюся?

2 задание: работа с блоками Дьенеша.

         Кладём на пол три обруча так, чтобы образовались четыре отдельных пересечения.

Задания детям:

— В красном обруче будут жить фигуры все  синие, в жёлтом  все толстые, в зелёном  все круглые.

— Какие фигуры будут жить в пересечении красного и жёлтого обруча? (синие толстые).

— Какие фигуры в пересечении желтого и  зелёного обруча? (толстые зелёные)

-какие фигуры будут жить в пересечении зеленого и  красного обруча? (круглые красные).

— В пересечении красного, жёлтого, зелёного обруча какие фигуры? (красная толстая круглая).

— Какие фигуры лежат  вне обруча? Почему? (не синие, не круглые и не толстые).

3 задание:  игра «Нарисуй недостающую фигуру»

          После каждого выполненного задания воспитатель обращает внимание на приближающуюся звезду на экране.

— Ребята, да это же наша точка. Озорная, веселая она играет с нами и со звездами. Вы успешно справлялись со всеми ее заданиями. Она радуется и дарит вам салют из конфетти. Это такие же точки, как и она сама.

 

Презентация к занятию

Список используемой  литературы:

  1. Гончарова Н.В., Михайлова З.А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  5. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. — С.-П. ООО «Корвет», 2001.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Игрушки»

Воспитатель – Кислинская Наталья Петровна

Образовательные задачи:

  • Учить составлять описательный рассказ по плану – схеме.
  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
  • Совершенствовать умения детей образовывать существительные с уменьшительно — ласкательным значением.
  • Формировать умение детей понимать и использовать предлоги в речи.
  • Активизировать диалогическую речь детей, обогащать и развивать словарь по теме: «Игрушки».

Развивающие задачи:

  • Способствовать совершенствованию общей и мелкой моторики: координации речи и движений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать заботливое отношение к младшим детям.

 

Оборудование: звонок, коробка с игрушками, предметные картинки, мячи, листы картона.

 

Ход занятия:

         — Ребята, пришла я сегодня в группу, вас еще не было, и заметила вот эту коробку, очень обрадовалась, но удивилась, что это может быть? Решила вас подождать, чтобы рассмотреть вместе. (Воспитатель загадывает загадки, после каждой отгадки достает из коробки игрушки).

 «Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.

Возит грузы и людей. Ты, знаком, конечно, с ней».

(Машина)

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».

(Медведь)

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».

(Кукла)

«Эти чудо — кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю».

(Кубики)

         — Назовите одним словом, что это? (Игрушки).

         — А для чего нужны игрушки? (Играть, дарить, делиться с товарищами).

         — А вот еще одна загадка.

«Любит наряжаться свечка,

В разноцветные колечки

Надевай скорее, ну же

Снизу – шире, сверху – уже».

(Воспитатель достает пирамидку без колец.)

         — Ребята, колечки у пирамидки рассыпались, я думаю, что нам нужно собрать ее. Но прежде нужно, выполнить задания, и с каждым выполненным заданием колечки займут свои места, а собранную пирамидку мы подарим малышам.

 

Д/и « Четвертый лишний».

         — Сколько предметов на мольберте? (Четыре).

         — Но один из них лишний, какой и почему? (Все предметы — это игрушки, а один не игрушка (предмет, посуда, мебель).

(Воспитатель нанизывает колечко).

 

Д/и «Один – много»

         — У тебя гном – а в магазине много…? (Гномов).

         — У тебя кукла – а в магазине много…? (Кукол).

(Воспитатель нанизывает следующее колечко).

 

Д/и «Назови ласково»

         — Дети, вы любите ласковые слова? Ласковое слово приятно всем, как вас мамы называют ласково? (Котеночек, куколка, конфеточка).

         — Игрушки, тоже любят, что бы их называли ласково. (Матрешка — матрёшечка, самолет – самолетик…и т. д.).

         — Я тоже вас хочу назвать ласково. Вы, дети, в группе, как яркие лучики солнышка! Каждый возьмёт по «солнышку» и подует на него, чтобы у нас в группе стало ещё светлее, теплее и ярче. (Воспитатель объясняет, как нужно дуть на солнышко: вдох через нос и длительный медленный выдох через рот, губы «трубочкой»).

         — Посмотрите, как надо подуть. Делаем глубокий вдох через нос, делаем губы трубочкой и медленно, плавно выдыхаем, так, чтобы воздух попадал на солнышко, и оно начало двигаться от вашего дыхания.

         — А теперь, садитесь за столы поудобнее, у нас будет очень трудное и интересное задание, но сначала отгадайте загадку.

«Стукнешь о стенку — а я отскочу,

Бросишь на землю, а я подскачу.

Я из ладони в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу.

(Мяч)

         — У меня есть три разных мяча, попробуйте вы по плану – схеме загадать нам свою загадку, чтобы мы отгадали, про какой мяч вы говорите. (Дети составляют описательный рассказ о мяче по плану – схеме).

         — Хорошо мы поиграли, все загадки отгадали, и свои вы загадали, а теперь давайте с пальцами играть.

Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

         — Молодцы, пальчики потренировали и подготовили их для выполнения последнего задания:

 

 «Поставь игрушку в нужное место».

         (Воспитатель раздает мелкие игрушки из разного материала, при этом просит ребёнка, получив игрушку и услышав из какого материала, она сделана, сказать, какая она).

         — Я даю тебе матрешку, сделанную из дерева, значит она какая? (Деревянная). (Петушок из резины – резиновый, крокодил из пластмассы – пластмассовый…и т. д.).

         — Положите перед собой листы картона, возьмите в руки игрушку, слушайте внимательно и выполняйте.

Игрушка встала между двумя кругами.

Игрушка спустилась вниз и встала возле желтого круга.

Игрушка отравилась вправо и встала на квадрат.

Игрушка пошла вверх.

Игрушка остановилась посередине листа.

(Воспитатель нанизывает последнее колечко).

         — Молодцы, вы выполнили все задания, собрали пирамидку, посмотрите, какая она яркая, красивая, разноцветная. Отнесем её малышам, пусть они поиграют, я думаю, им будет очень приятно.

 

 

         Используемая литература:

  1. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекция нарушений речи» — М., «Просвещение», 2008.
  3. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» — М., «Мозаика-Синтез», 2006.
  4. О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно» — СПб, «Литера», 2004.

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Лаборатория Горелкина».

Воспитатель — Ходеева Светлана Фёдоровна

 

          Программное содержание: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного.

          Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат «Правила поведения при пожаре», фартук, нарукавники, шляпа.

Ход занятия:

          (У воспитателя забинтован палец. Он одевает фартук, нарукавники, шляпу).

          — Вы спрашивали, что у меня случилось с пальцем. Сейчас я вам расскажу. Сегодня я решила быть – профессором Горелкиным.

Итак, у меня есть маленькая лаборатория, в которой я провожу опыты. Вчера я проводил опыты с огнём и был неосторожен, поэтому обжёг палец и опыты у меня не получились. Я хочу снова повторить свои опыты. Я выучил все правила обращения с огнём, теперь я буду осторожен и приглашаю вас всех в свою лабораторию.

          Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

          Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

          Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

          — Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары?  Какие перечисленные действия могут привести к пожару: 1)рисование, 2)чтение, 3)поджигание бумаги, 4)пение, 5)лепка из пластилина, 6)вырезание и склеивание из бумаги, 7)игра с зажигалкой, 8)зажигание свечки, 9)изготовление аппликации, 10)прыгание через скакалку, 11)поджигание сухой травы и листвы.

          — Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взял его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.

          Давайте поиграем в игру «Если возник пожар…» (дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому).

                      Раньше, если был пожар,

                      Ввысь взмывал сигнальный шар

                      Этот красный шар недаром

                      Звал пожарных в бой с …(пожаром)

                (Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).

                       Где с огнём беспечны люди,

                       Там взовьётся в небо шар,

                       Там всегда грозить нам будет

                       Злой огонь — …(пожар).

                (Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).

                       Раз, два, три, четыре

                       У кого пожар …( в квартире)?

                       Дым столбом поднялся вдруг

                       Кто не выключил …(утюг)?

                       Красный отблеск побежал,

                       Кто со спичками …(играл)?

                       Стол и шкаф сгорели разом

                       Кто сушил бельё над …(газом)?

                       Пламя прыгнуло в траву

                       Кто у дома жёг …(листву)?

                       Кто бросал в огонь при этом

                       Незнакомые …(предметы)?

                       Помни каждый гражданин

                       Этот номер — …(01).

                       Дым увидел – не зевай

                        И пожарных …(вызывай)!

 

          А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

          Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

          Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.

 

          — А вы можете мне рассказать о правилах поведения при пожаре? (используется плакат).

—  Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?

    

— А теперь немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.

          Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

          Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?

          Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

          Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

          Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

          Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара?

          Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А если пожар в лесу? на железной дороге?

          Огонь бывает не только злым врагом, но и добрым другом. Я предлагаю вам нарисовать картину, когда огонь может быть другом? (Дети садятся за столы и рисуют).

 

 

Используемая литература:                                                        

          Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008

          Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник» — №24, 2006.

          Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. — М: ТЦ Сфера, 2007

Логопедический досуг «Карусель грамотеев» с детьми и родителями подготовительной группы. Учитель-логопед – Панфиленко Галина Ивановна.


Программное содержание:

  • Закреплять умение делить слова на слоги; определять место звука в слове; выделять буквы в тексте; выполнять звуковой анализ и синтез слов.
  • Закреплять материал на классификацию.
    1. Продолжить работу над формированием и коррекцией связной речи, построением предложений по схемам и самостоятельно; умение выразительно произносить слова и звуки, слышать своё произношение.
    2. Развивать творчество, фантазию, мышление.
    3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и переживать за них.

Проект «Неизведанный космос» (для детей 6-6,5 лет). Воспитатель — Журахова Марина Николаевна, музыкальный руководитель — Козлова Татьяна Владимировна.

Проект «Книга — наш лучший друг» (для детей 6-7 лет). Воспитатели — Кислинская Наталья Петровна, Кудрина Любовь Владимировна, учитель-логопед — Панфиленко Галина Ивановна.

НОД по коммуникативной деятельности (английский язык) в подготовительной группе «Groundhog Day». Педагог дополнительного образования — Тимошенко Ирина Игоревна.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в царство птиц». Воспитатель — Сорока Алла Григорьевна.

НОД по двигательной деятельности (плавание) в подготовительной группе «Путешествие с дельфином». Инструктор по физкультуре (плавание) — Мещерякова Снежанна Викторовна.

Конспект образовательной игровой ситуации по экологическому воспитанию во 2-й младшей группе. Тема «Поможем сороке найти хозяина бус». Воспитатель — Кулько Ирина Юрьевна.

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»

  1. Формировать представления детей о том, как дикие животные готовятся к встрече зимы.
  2. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида животных (туловище, покрытое шерстью, 4 ноги, уши, хвост), закреплять эти признаки с помощью моделей.
  3. Познакомить детей со свойствами льда опытным путем (тает в тепле, превращается в воду).
  4. Закрепить счёт до четырёх.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Расширить и активизировать словарный запас (ледяные, твердые, холодные, прозрачные, серый, коричневый, мягкая).
  2. Поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов.
  3. Стимулировать желание выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.

Образовательная область «Художественная деятельность»

  1. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности, участия в выполнении коллективной композиции.
  2. Закрепить умение раскатывать пластилин кругообразными движениями для получения простейших форм (шар).

Образовательная область «Социализация»

  1. Побуждать детей доброжелательно относиться к окружающему миру, проявлять эмоциональную отзывчивость, вызвать желание оказать помощь при необходимости, делать добрые дела.

Оборудование: экран, проектор для презентации, мольберт, экологические модели «Медведь» и «Заяц», бусы изо льда, шишка, мягкая игрушка – белка, пластилин, шнурок.

Ход занятия: (презентация)

— Ребята, я хочу вам рассказать…(слайд № 1, слышен стрекот сороки). Ой, ребята, вы слышите? Что это такое?
Кто-то к нам в гости пожаловал… (слайд № 2, с изображением сороки).
— Здравствуй, сорока-белобока. Что ты так растрещалась, чем ты так встревожена? Ах, ты сегодня в лес летала, бусы там ты увидала. Подлетела поближе к ветке, а они на солнце искрят, поблескивают. И ты взяла их себе? Да очень они красивые и, наверное, их хозяин очень расстроен, что потерял такую красоту. Ты хочешь, чтобы мы отыскали их хозяина?
— Ну что, ребята, сделаем доброе дело — поможем сороке отыскать хозяина этих бус? Прощай, сорока.
— Ребята, посмотрите, а бусы и в самом деле необычные, очень красивые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (Изо льда). Давайте посмотрим, какие бусинки? (Ледяные, прозрачные, холодные). У меня ладошки замерзли их держать. Давайте их положим в коробочку и возьмем с собой в лес, будем искать их хозяина.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
Стоп. Немножко отдохнем.
И в лесок пешком пойдем (слайд №3).
Мы с друзьями входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.

— Ребята, посмотрите как хорошо в лесу. Вся природа готовится к встрече зимы. Деревья сбросили листья и засыпают до весны. А вот нас встречает хозяин леса. Великан в лесу живет. Он сладкоежка, любит мед. Угадайте, кто это? (Медведь) Почему вы так думаете? (слайд №4).
— Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета у медведя шерсть? (Коричневая). А какого размера уши? А какой формы? (Маленькие, круглые). А что у него на лапах? (слайд №5) (Когти). А хвост есть? Какой? Работа с моделью «Медведь». Дети находят карточки с обозначениями «Тело покрыто шерстью», «4 лапы», «Хвост (маленький)», «Уши (круглые, маленькие)».
— Ребята, а что медведь делает зимой? (Спит). А где он спит? (В берлоге). А вы знаете, как медведь делает берлогу? Хотите, я вам расскажу? (слайд № 6). Медведь ищет старое дерево на холме и в корнях этого дерева роет глубокую яму. Затем носит туда ветки, сухие листья, мох, чтобы зимой в берлоге было тепло и уютно.
— А как вы думаете нужно вести себя в лесу, чтобы не мешать медведю? Правильно, в лесу нельзя шуметь и медведя, и других зверей нельзя пугать, сердить шумом.
— Мишенька-медведь, скажи, пожалуйста, это не твои бусы? Молчит медведь, не отвечает. Пойдёмте дальше искать хозяина бус?

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
И немножечко устали (дети садятся на стулья).
— Ой, а кто это спрятался за деревом (слайд №7).
Давайте узнаем кто же это?

(Работа по модели «Заяц». Выкладываются карточки «тело покрыто шерстью», «4 лапы», «хвост», «уши». По последнему признаку дети определяют, что это заяц. Воспитатель уточняет как они догадались). (Слайд №8).

— Ребята, посмотрите и расскажите какая шерсть у зайца? (серая, пушистая, мягкая). А что с ней происходит зимой? (Заяц меняет шубку). А для чего? (Чтобы его не было видно на снегу). (Слайд №9).
— А давайте мы слепим зайчика из снега.

Физкультминутка «Снежный зайчик»

Мы слепили снежный ком (имитируют лепку снежка)
Ушки сделали потом (показывают ушки руками)
И как раз вместо глаз (соединяют большой и указательный палец)
Угольки нашлись у нас (приставляют к глазам)
Зайчик вышел как живой (показывают ушки)
Он с хвостом и головой (изображают хвостик и голову)
За усы не тяни, (грозят пальчиком)
Из соломинок они
Длинные, блестящие (показывают руками усы)
Будто настоящие.

— Заинька, не ты ли потерял ледяные бусы? (Слайд №10). Но боится заяц нас, раз, два, три и скрылся с глаз.

(Из-за экрана вылетает шишка. Воспитатель поднимает ее.).

— Ой, кто это шишками бросается? Я, кажется, догадалась.

По елкам скачет ловко и взлетает на дубы,
В дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? Кто это? (Белка)

— А почему вы решили, что это белка?
— Правильно ребята (слайд №11). Белочка, это ты шишками бросаешься? А чем ты расстроена? Ах, это ты потеряла бусы. Так ты не расстраивайся – мы их тебе принесли. Только где же они? (Они растаяли). Ой, ребята, что случилось? А почему они растаяли? (Они ледяные и в тепле растаяли). Не грусти, белочка, ребята тебе новые бусы сделают.

(Коллективная работа по лепке «Бусы для белочки»).

— (Из-за экрана появляется Белочка (мягкая игрушка), дети отдают ей бусы). Вот тебе, белочка, новые бусы. (Белочка благодарит и угощает детей орешками).
— А нам пора возвращаться в детский сад. (Слайд №12).
— Ребята, вам понравилась наша прогулка? Кого мы встретили в лесу? (Ответы детей.).

Используемая литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева,
А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова др.; — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Младшая группа. — СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010 г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010 г.

В процессе образовательной игровой ситуации (поиск хозяина бус) решаются задачи образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная деятельность». Дети в работе с моделями описывают и закрепляют характерные признаки животных. Развивая в детях доброжелательность и переживание, педагог подводит к тому, что другому можно всегда помочь и вместе с детьми находит выход из сложившейся ситуации (лепка бус из пластилина).