Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Коли семья вместе, так и душа на месте».123

                       Воспитатель — Кислинская Наталья Петровна

 

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей о семье. Знать, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом.
  2. Познакомить с новым словом «родственники». Уточнить слово «отчество».
  3. Закрепить умение работать со схемами.
  4. Воспитывать добрые чувства и любовь к членам всей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками.
  5. Обеспечить атмосферу непринуждённого общения.
  6. Активизировать диалогическую речь детей, обогащать и развивать словарь по теме: «моя семья».
  7. Совершенствовать умения детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  8. Способствовать совершенствованию общей и мелкой моторики: координации речи и движений.

 

Оборудование:

Звонок, листочки разных цветов радуги, (расположенные на мольберте, как ступеньки), под ними изображения членов семьи, мяч, оформленная на листе ватмана выставка букв, сделанных детьми вместе с родителями, карточки – схемы, для составления предложений, поднос с ромашками из бумаги с написанными на лепестках ласковыми названиями, божьи коровки.

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие:

— Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звенит—

Всем ребятам собраться велит.

— Дети посмотрите в окно и скажите, какое сегодня утро? (Серое, хмурое, пасмурное). А настроение у нас радостное, потому, что мы все вместе. Подарите друг другу свои улыбки (дети «дарят» улыбки друг другу).

— Я тоже вас приветствую и посылаю всем свою улыбку. А ещё, ребята, я тороплюсь поделиться с вами своей радостью. Пришла я сегодня в группу, вас ещё не было и заметила вот это изображение. Очень обрадовалась, но удивилась, что это может быть? Решила вас подождать, чтобы рассмотреть вместе, на что похоже это изображение. Мне кажется, что удобнее вам это сделать сидя (дети рассаживаются поудобнее и рассматривают изображение).

— На ступеньки дома.

— А что напоминают эти цветные прямоугольники?

— Радугу.

— А мне это напоминает листочки отрывного календаря. Смотрите, листочки приподнимаются и их можно снимать. Как интересно, правда?! Что же под этими листочками? Давайте снимем первый. Кто это?

— Мальчик.

— Какой он?

— Маленький.

— Кто же спрятался под вторым?

— Тоже мальчик.

— Интересно, кто же будет под третьим?

— Девочка.

— Какая она?

— Выше (больше) мальчиков.

— Под 4-м — мама, под 5-м — папа, под 6-м — дедушка, под 7-м — бабушка.

— Дети, сколько здесь человек? (Семь).

— Как их можно назвать, одним словом? (Семья).

— Вслушайтесь, в слово «семья». Семь человек и я. Как вы считаете. Хорошо, что у вас есть семья? Любят ли вас в семье? Как вы догадались, что вас любят в семье? (Предполагаемые ответы детей: целуют, ласкают, жалеют, говорят хорошие слова, играют.).

-А вы заботитесь о членах своей семьи? Как вы это делаете? (Предполагаемые ответы детей: помогаю убирать игрушки, мыть посуду, подметать пол).

— Хорошо, что у вас дружные семьи, вы помогаете друг другу. А ещё, ребята всех членов семьи называют родственниками. Слово род означает, одна большая семья. Скажите, а кто из этих людей не является родственником?

Словесная игра: «Что лишнее?»

Мама, соседка, бабушка, сестра;

бабушка, подруга, сестра, мама;

сестра, продавец, бабушка, брат;

дворник, брат, папа, дедушка;

дедушка, папа, водитель, отец.

— Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? Ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой и т. д. И ещё у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать о чём я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

Чтоб его узнать

Надо вслух назвать.

                                                   (Имя).

— Что можно определить по имени? По имени определяется пол, мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Геля, Ваня, Соня, Лена. А когда ты пойдёшь в школу, твоё имя станет полным: Ангелина, Иван, София, Елена. Когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству. А что такое отчество?

— Да вы правы, это имя отца. Лена, как зовут твоего папу?  (Анатолий). Значит, тебя будут называть Елена Анатольевна.

— Соня, как зовут твоего папу? Как тебя будут называть?

— Роман, и я буду София Романовна.

— А теперь хотите поиграть в мяч?

Игра «Назови отчество мужчины и женщины».

                                          Василий – Васильевна, Васильевич;

                                          Егор – Егоровна, Егорович;

                                          Николай – Николаевна, Николаевич;

                                          Максим – Максимовна, Максимович;

                                          Пётр – Петровна, Петрович;

                                          Кирилл – Кирилловна, Кириллович;

                                          Иван – Ивановна, Иванович;

                                          Сергей – Сергеевна, Сергеевич.

                                                                                         

— Ребята, в семье все заботятся друг о друге, помогают. Вот и ваши родственники помогали нам сделать город букв «Буквоград». Расскажите, кто вам помогал и из какого материала сделаны буквы.

— Из пластилина, с мамой.

— Из веточек, с братом.

— Из материи с бабушкой.

— Ребята, а знаете, кто ещё вам помог? Ваши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с семьёй пальчиков. Пальчиковая игра: «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

— Мне очень интересно узнать, что любит делать мама, что любит делать папа. Рассказать вам об этом помогут схемы.

— Дедушка пьёт чай. Как будет звучать предложение, если дедушка это делал вчера? А если дедушек было много? А знаете ли вы, что в бабушкиных сундуках можно найти очень много интересных вещей: кружевную перчатку, подсвечник, маленькое зеркальце и многое другое. Вот я и приготовила сундучок, только оттуда я достаю картинки вещей, вы присмотритесь, и скажите, чья это может быть вещь.

— Это кофта мамы. Чья это кофта?

— Мамина кофта.

— Это брюки папы. Чьи это брюки?

— Папины брюки.

-Семью почитали с древних времён. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте их вспомним.

 

*При солнышке – тепло, при матери – добро.

*Нет милее дружка, чем родная матушка.

*Вся семья вместе и душа на месте.

*Где любовь и совет, там и горя нет.

*Семья ладом крепка.

*Золото и серебро не стареют, отец и мать – цены не имеют.

*Земля без воды мертва, человек без воды – пустоцвет.

— Молодцы, ребята. Все вы очень любите свою семью. А как вы ласково называете членов своей семьи?

— Маму — мамуля, мамочка.

— Папу – папуля, папочка.

— Деда – дедушка, дедуля.

— Бабу – бабушка, бабуля.

— Сестру —  сестрёнка, сестричка.

— Брата – братик, братишка.

— Молодцы, я рада, что вы такими нежными, ласковыми словами называете своих родственников. Знаю, что ваши родственники называют вас тоже ласково. А ещё они любят сравнивать своих детей с кем — нибудь. Я свою дочку зову «зайчик мой», потому, что она весёлая и шустрая. А с кем сравнивают вас мамы?

— Белочка, солнышко, зорька, обезьянка, цветочек, конфетка, бабочка, кузнечик.

— Вот как много слов придумывают для вас ваши мамы. У меня на подносе ромашки, сделанные ваши руками. На их лепестках родные написали самые ласковые слова, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится посадите божью коровку.

— Букет из ромашек поместим в раздевальную комнату, и все кто будет приходить к нам в гости, смогут эти имена узнать.

— Молодцы, ребята, мне нравится, как вы сегодня отвечали. Я очень рада, что вы счастливые дети, потому, что ваши мамы и папы любят вас и заботятся о вас. И я вашим семьям желаю здоровья, добра и много, много солнца!

 

Используемая литература:

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и др./ — М.: Просвещение, 2005.
  3. С.И.Семенака. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2002.