Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи123

Тема: «Игрушки»

Воспитатель – Кислинская Наталья Петровна

Образовательные задачи:

  • Учить составлять описательный рассказ по плану – схеме.
  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
  • Совершенствовать умения детей образовывать существительные с уменьшительно — ласкательным значением.
  • Формировать умение детей понимать и использовать предлоги в речи.
  • Активизировать диалогическую речь детей, обогащать и развивать словарь по теме: «Игрушки».

Развивающие задачи:

  • Способствовать совершенствованию общей и мелкой моторики: координации речи и движений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать заботливое отношение к младшим детям.

 

Оборудование: звонок, коробка с игрушками, предметные картинки, мячи, листы картона.

 

Ход занятия:

         — Ребята, пришла я сегодня в группу, вас еще не было, и заметила вот эту коробку, очень обрадовалась, но удивилась, что это может быть? Решила вас подождать, чтобы рассмотреть вместе. (Воспитатель загадывает загадки, после каждой отгадки достает из коробки игрушки).

 «Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.

Возит грузы и людей. Ты, знаком, конечно, с ней».

(Машина)

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».

(Медведь)

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».

(Кукла)

«Эти чудо — кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю».

(Кубики)

         — Назовите одним словом, что это? (Игрушки).

         — А для чего нужны игрушки? (Играть, дарить, делиться с товарищами).

         — А вот еще одна загадка.

«Любит наряжаться свечка,

В разноцветные колечки

Надевай скорее, ну же

Снизу – шире, сверху – уже».

(Воспитатель достает пирамидку без колец.)

         — Ребята, колечки у пирамидки рассыпались, я думаю, что нам нужно собрать ее. Но прежде нужно, выполнить задания, и с каждым выполненным заданием колечки займут свои места, а собранную пирамидку мы подарим малышам.

 

Д/и « Четвертый лишний».

         — Сколько предметов на мольберте? (Четыре).

         — Но один из них лишний, какой и почему? (Все предметы — это игрушки, а один не игрушка (предмет, посуда, мебель).

(Воспитатель нанизывает колечко).

 

Д/и «Один – много»

         — У тебя гном – а в магазине много…? (Гномов).

         — У тебя кукла – а в магазине много…? (Кукол).

(Воспитатель нанизывает следующее колечко).

 

Д/и «Назови ласково»

         — Дети, вы любите ласковые слова? Ласковое слово приятно всем, как вас мамы называют ласково? (Котеночек, куколка, конфеточка).

         — Игрушки, тоже любят, что бы их называли ласково. (Матрешка — матрёшечка, самолет – самолетик…и т. д.).

         — Я тоже вас хочу назвать ласково. Вы, дети, в группе, как яркие лучики солнышка! Каждый возьмёт по «солнышку» и подует на него, чтобы у нас в группе стало ещё светлее, теплее и ярче. (Воспитатель объясняет, как нужно дуть на солнышко: вдох через нос и длительный медленный выдох через рот, губы «трубочкой»).

         — Посмотрите, как надо подуть. Делаем глубокий вдох через нос, делаем губы трубочкой и медленно, плавно выдыхаем, так, чтобы воздух попадал на солнышко, и оно начало двигаться от вашего дыхания.

         — А теперь, садитесь за столы поудобнее, у нас будет очень трудное и интересное задание, но сначала отгадайте загадку.

«Стукнешь о стенку — а я отскочу,

Бросишь на землю, а я подскачу.

Я из ладони в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу.

(Мяч)

         — У меня есть три разных мяча, попробуйте вы по плану – схеме загадать нам свою загадку, чтобы мы отгадали, про какой мяч вы говорите. (Дети составляют описательный рассказ о мяче по плану – схеме).

         — Хорошо мы поиграли, все загадки отгадали, и свои вы загадали, а теперь давайте с пальцами играть.

Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

         — Молодцы, пальчики потренировали и подготовили их для выполнения последнего задания:

 

 «Поставь игрушку в нужное место».

         (Воспитатель раздает мелкие игрушки из разного материала, при этом просит ребёнка, получив игрушку и услышав из какого материала, она сделана, сказать, какая она).

         — Я даю тебе матрешку, сделанную из дерева, значит она какая? (Деревянная). (Петушок из резины – резиновый, крокодил из пластмассы – пластмассовый…и т. д.).

         — Положите перед собой листы картона, возьмите в руки игрушку, слушайте внимательно и выполняйте.

Игрушка встала между двумя кругами.

Игрушка спустилась вниз и встала возле желтого круга.

Игрушка отравилась вправо и встала на квадрат.

Игрушка пошла вверх.

Игрушка остановилась посередине листа.

(Воспитатель нанизывает последнее колечко).

         — Молодцы, вы выполнили все задания, собрали пирамидку, посмотрите, какая она яркая, красивая, разноцветная. Отнесем её малышам, пусть они поиграют, я думаю, им будет очень приятно.

 

 

         Используемая литература:

  1. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекция нарушений речи» — М., «Просвещение», 2008.
  3. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» — М., «Мозаика-Синтез», 2006.
  4. О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно» — СПб, «Литера», 2004.